190005, Санкт-Петербург,
7-я Красноармейская ул.,
дом 26, лит. Б

8 812 495-36-04
+7 921 423-90-33
ipa.spb.region78@mail.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МПА»

Повторение пройденного

(Встреча питерских полицейских, курсантов ИртерПолисКолледжа (Санкт-Петербург) с Григорием Юркиным (1916 года рождения), участником Великой Отечественной войны, защитником Ленинграда и участником салюта на Марсовом поле 27.01.1944.)

18 января 2014 года в стенах Мраморного дворца (филиал Государственного Русского Музея, СПб) состоялась встреча питерских полицейских, курсантов Санкт-Петербургского полицейского техникума экономики, управления и права,P1010634P1010466

 

 

 

 

«ИнтерПолисКолледжа», с участником Великой Отечественной войны, защитником блокадного Ленинграда Григорием Васильевичем Юркиным (1916 года рождения).

P1010467P1010500

 

 

 

 

 

Не случайно местом встречи полицейских и ветерана был выбран Мраморный дворец. 27 января 1944 года старший сержант Григорий Юркин командовал взводом солдат, которые синхронно с орудиями, расположенными на Марсовом поле, производили выстрелы из ракетниц, расцвечивая ленинградское небо праздничным салютом в честь снятия блокады города. Одновременно с крыши здания ЛЕНЭНЕРГО, расположенного у Марсова поля, с крыш других ленинградских домов и с набережных Невы также, синхронно со взводом Юркина, раздавались праздничные залпы из ракетниц.
Группа полицейских УМВД по Адмиралтейскому району г. Санкт-Петербурга и курсантов «ИнтерПолисКолледжа» (СПб) с большим вниманием и интересом слушали рассказ Юркина.
P1010498P1010505

 

 

 

 

Григорий Васильевич проходил срочную службу в РККА (Рабоче-Крестьянская Красная армия) с 1937 по 1940 гг. в полку МПВО (Министерство противо – воздушной обороны РККА СССР). После демобилизации работал на заводе в Ленинграде.
В 1941 году, когда немецко-фашистские войска напали на Советский Союз, Григорий Юркин добровольно вступил в ряды РККА, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. В военкомате у него была одна просьба: «Воевать в рядах родного полка МПВО РККА». Этот полк к тому времени был передан в Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза Советских Социалистических Республик (НКВД СССР) и стал именоваться: «4-й инженерно-противохимический полк войск МПВО НКВД СССР».
В то время полк размещался в Ленинграде, на Тележной улице в доме №8/10. Полк начал формироваться по штатам военного времени. Юркин был назначен старшиной 2-й противохимической роты.
Для эффективной защиты Ленинграда от возможных химических угроз полк был рассредоточен поротно в разных районах города.
Вторая противохимическая рота, где старшиной был старший сержант Г. Юркин, разместилась в школе на Московском проспекте, между Обводным каналом и Смоленской улицей.
P1010484
Нельзя без содрогания читать лаконичные строки оперативных сводок Штаба МПВО города тех дней:
«22 сентября в 14 часов 48 минут фугасная авиабомба весом 1000 кг. Разрушила флигель «Гостиного двора» – убито 97 человек, ранено 148».
«21 ноября в 18 часов 45 минут – прямое попадание бомбы в дом №30 по Невскому проспекту – убито 52 человека, ранено – 83».
Воздушные тревоги и объявления об артобстрелах в Ленинграде подавались почти каждый день и длились иногда несколько часов.
«Мне запомнился случай, вспоминал Григорий Васильевич, когда мы могли от одного снаряда потерять не один десяток солдат нашей роты.
Жили мы уже в землянках, а столовая была в помещении школы. Рядом со школой я установил турник, около которого собирались солдаты нашей роты.
В тот ясный солнечный день перед обедом около турника собралась почти вся рода, солдаты по очереди выполняли на нём упражнения. Среди них были и хорошие гимнасты, которые показывали, как лучше выполнить наиболее сложное упражнение.
Когда в столовой всё было готово, нас позвали на обед, я построил роту и завёл её в длинный коридор, в конце которого была столовая.
Когда стали подходить к двери столовой, раздался взрыв, в коридор вылетели стёкла окон вместе с рамами. Солдаты инстинктивно, все без всякой команды, оказались лежащими на полу. Когда всё взлетевшее в воздух упало на землю, мы вышли из здания школы на улицу, к счастью никто серьёзно не пострадал.
Тяжёлый немецкий снаряд попал в турник и разорвал его на части.
Если бы это произошло раньше, буквально на две минуты, когда все были у турника, трудно представить, что осталось бы от нашей роты…
Мы благодарили работающего на кухне солдата, который позвал роту в столовую раньше, чем обычно. Сделай он это в обычное время или чуть позже, то в оперативной сводке Штаба МПВО появилась бы ещё одна трагическая запись.»
Только за четыре месяца1941 года, сентября по декабрь, город бомбили 97 раз, а обстреливали – 106 раз.
P1010496
В октябре 1941 года положение ленинградцев стало критическим. В пятый раз прошло снижение норм отпуска хлеба: рабочим – 250 граммов, иждивенцам, служащим и детям – по 150 граммов.
Болезни и голод беспощадно уносили человеческие жизни. Только в декабре 1941 года в городе умерло 53 тысячи человек.
Приказом НКВД на полк с декабря 1941 года была возложена, помимо основной работы, обязанность по уборке и захоронению умерших от истощения ленинградцев. Приказом командира полка полковника Сидорова И.А. было поручено производить захоронение на Пискарёвском кладбище: сапёрной роте инженерного батальона – готовить траншеи, а второй противохимической роте – переносить и укладывать трупы в траншеи.
В течение трёх месяцев, почти каждый день, пиротехники ночью, в мёрзлой как гранит земле, сверлили лунки, закладывали в них взрывчатку, взрывали, рыхлили землю. Утром сапёры вручную копали траншеи, а наша противохимическая рота укладывала в них трупы.
Работа была очень тяжёлой. Зима 1941 – 1942 годов была рекордно холодной для Ленинграда.
Трупы, доставленные на Пискарёвское кладбище, складывали в штабеля длиной до 100 метров.
Солдаты, до предела истощённые голодом, переносили их в траншеи.
Это был страшно тяжёлый труд – на морозе переносить замёрзшие тела иногда на расстояние более 50 метров.
В конце дня старшина Юркин письменно докладывал администрации кладбища о количестве уложенных трупов.
В ту страшную зиму рота от непосильного труда и голода потеряла половину личного состава.
В декабре 1941 года полк был привлечён для участия в работе по эвакуации ленинградцев и перевозке грузов по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера.
В созданной отдельной автоколонне НКВД работало 60 водителей 4-го полка, в том числе водители и командиры машин 2-й противохимической роты. Юркину, как старшине роты, неоднократно приходилось выезжать на Ладогу для обеспечения бойцов одеждой, оружием и другими необходимыми вещами.
Всего автоколонны НКВД сделали через Ладогу 8000 рейсов. Эвакуировали на «Большую землю» 43000 ленинградцев и доставили в осаждённый город 9000 тонн груза.
В 1943 году, в соответствии с приказом №130 НКО, подписанным И.В. Сталиным, «Об овладении военнослужащими мастерством и военной техникой», по инициативе А.А. Жданова Военный совет фронта распорядился организовать обучение в частях и соединениях фронта команд миномётчиков, бронебойщиков, автоматчиков, снайперов.
В полку был организован учебный сбор, на который были отозваны лучшие стрелки полка.
Начальником сбора назначили капитана Леонтьева П.Я.
В сформированные команды по 12 человек назначили командирами: миномётчиков – лейтенанта Десяткина Р.А., бронебойщиков – лейтенанта Морозова А.П., автоматчиков – лейтенанта Зуева В.В., снайперов – старшего сержанта Юркина Г.В.
Вновь созданное подразделение должно было проходить учебный сбор на хуторе Рыжики, вблизи посёлка Колтуши, в Ленинградской области.
Григорий Васильевич, выполняя приказ командования, отобрал группу снайперов.
Подготовка снайперов на сборе продолжалась по ускоренной программе. Занимались по 10-12 часов в день, главным образом, на местности. Отрабатывалось ведение огневой разведки, наблюдение за полем боя, оборудование снайперского поста, определение расстояния до цели, работа с оптическим прицелом, практическая стрельба и многое другое, что нужно знать снайперу-истребителю на фронте.
После окончания сбора наша команда в количестве двенадцати человек была командирована на фронт в район Пулковской обсерватории, что всего в нескольких километрах от города.
По прибытии на место нас разместили в двух землянках, в расположении воинской части, с которой была договорённость о нашем прибытии.
Боевое охранение части находилось метрах в четырёхстах от линии обороны, к нему вела траншея.
Нашей задачей было – покровом ночи выйти из окопов боевого охранения на нейтральную полосу и оборудовать снайперский пост. В четырёхстах метрах от этого поста проходили вражеские позиции.
Один из моих выходов паре с моим однополчанином, Володей Майоровым, чуть не закончился для нас трагически.
После моего выстрела из снайперского укрытия, поразившего немецкого солдата, нас обнаружили и открыли мощный пулемётный огонь. Хорошо, что мы были в небольшой проделанной в пашне канаве.
Когда пулемётный обстрел прекратился, мы попытались продвинуться к нашему боевому охранению, но, по-видимому, по колебанию высокой травы нас опять обнаружили и открыли миномётный огонь. Мины падали рядом с нами, осыпая поднятой взрывами комками земли. Мы лежали, пока не прекратился миномётный обстрел.
По-видимому, немцы решили, что нас уничтожили. Так же подумали и в нашем боевом охранении, наблюдая охоту немцев за нами.
Пролежав более 10 часов, пока не стемнело, мы по канаве, которая к счастью вела к нашим окопам, вернулись к своим.
Пробыв на передовой три недели, наша команда уничтожила или вывела из строя 60 немцев. Лично на моём счету 11 фашистов.
В июне месяце 1943 года: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Президиума Верховного Совета 4-й полк МПВО НКВД СССР был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
В начале 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года защитники города отметили ещё более важное событие.
19 января 1944 года войска 42-й армии, 2-й ударной армии Ленинградского фронта штурмом взяли Красное Село и, окружив остатки разгромленной группировки гитлеровцев, соединились в районе Русско-Высоцкого.
Свершилось то, о чём мечтали ленинградцы все 900 дней блокады, – город полностью свободен.
В честь этой победы 27 января 1944 года в 20 часов был назначен артиллерийский салют. 324 артиллерийских орудия, размещённые на Марсовом поле в Ленинграде, должны были произвести 24 залпа. Для того чтобы раскрасить ленинградское небо вдоль реки Нева и на крышах некоторых домов было решено разместить солдат, вооружённых ракетницами. Солдаты должны были стрелять из них в небо, синхронно с орудийными залпами.
Курсанты Университета МВД РФ, «Санкт-Петербургского полицейского техникума экономики, управления и права, «ИнтерПолисКолледжа» и полицейские УМВД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, находясь в красивейших интерьерах Мраморного дворца (г. Санкт-Петербург), с большим интересом слушали рассказ ветерана.
P1010569
В ходе встречи собравшиеся прошлись по залам этого дворца. В Зимнем саду Мраморного дворца староста 2-го курса 23 группы «ИнтерПолисКолледжа» Виолетта Федак вручила ветерану на память буклет «Им беречь Россию», который рассказывает о работе колледжа по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Заместитель директора Дмитрий Зотов вручил Григорию Васильевичу кепку с символикой полицейского колледжа.
P1010551P1010554

 

 

 

 

От курсантов Университета МВД РФ и сотрудников полиции УМВД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга со словами благодарности выступила младший лейтенант полиции Мария Проскурина. Майор полиции, заместитель начальника Отдела по работе с личным составом (ОРЛС УМВД по Адмиралтейскому району) Ирина Дедусь вручила Григорию Васильевичу букет живых цветов и поблагодарила ветерана за тот подвиг, который совместно с однополчанами совершил участник Великой Отечественной войны, защитник блокадного Ленинграда старший сержант Григорий Юркин (1916 года рождения).
P1010558
Заместитель председателя Регионального общественного благотворительного движения «Большая медведица» Александр Савенков также поблагодарил ветерана за его большой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
P1010572
В заключении встречи Григорий Васильевич подарил собравшимся полицейским, курсантам и представителям общественной организации РОБТ«Большая медведица», сотрудникам Мраморного дворца, автобиографическую книгу, «Судьба человека двадцатого века».
5-29-2010_025
Каждому обладателю этой документальной книги воспоминаний ветеран сделал дарственную надпись.
P1010533P1010590P1010586P1010579

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Присутствующие ещё долго не отпускали ветерана, задавали вопросы о войне, об обороне Ленинграда, просили разрешения сфотографироваться с Григорием Васильевичем на память. Тепло души ветерана, его положительная энергетика была воспринята слушателями, собравшимися в залах музея.

Автор: Сергей Вахнин